171f53a7bdДобрый день! Подскажите, как поступить. У нас в штате есть несколько водителей, которые имеют несколько категорий управления, за ними никакой автотранспорт не закреплен, могут управлять всеми единицами транспортного участка. Как считать рабочие места? Принимать каждую единицу автотранспорта за рабочее место?

Ответ:

Не стоит приравнивать единицу автотранспорта к рабочему месту, все-таки оценивается рабочее место водителя автомобиля, а не самого автомобиля. Тем более если транспортный участок состоит, например, из пяти машин, а водителей всего двое, то Вы только переплатите. Приравняв автомобиль к рабочему месту и оформив отдельную карту на водителя автомобиля только одной машины, получится следующий результат: в карте водителя ВАЗ 2121управление составляет 10% времени рабочей смены, а остальные 90% — режим ожидания также как и в карте водителя Рено, в картах водителей Газель-Next и Hyundai управление по 20% составляет, режим ожидания – по 80%, а вот водитель автомобиля КИА занят всего на 5%, и 95% времени находится в режиме ожидания. При этом работник, знакомясь с результатами СОУТ в пяти картах, будет в недоумении, поскольку в них буквально будет видно, что работник практически не работает. А по факту он управляет всеми видами автотранспорта через день да каждый день, в среднем находясь за рулем больше 50% времени рабочей смены.

При оценке условий труда «используется» среднестатистический рабочий день, характеризующий все виды деятельности работника, то есть в среднем за год управление на ВАЗ – 5%, на Рено – 5%, КИА – 5%, на газелях по 20% и 25 % за одну смену, хотя может быть и так, что сегодня за рулем одной Газели целый день, завтра только отвезет директора на Киа и т.д. И только при раскладке по времени с использованием всех видов транспорта будет видно, что в среднем за день непосредственно за рулем водитель проводит до 60% времени, а не те 5% времени за рулем КИА. Опять же класс условий труда во многом определяется и временем воздействия факторов, принципиальное значение имеет, скажем, время воздействия на 50% или на 15%. Чем меньше время воздействия вредного фактора, тем ближе его оценка к допустимым условиям труда. Если карты поделить по автомобилям, принимая их как рабочие места, то результаты проведения СОУТ становятся не показательны. Здесь нужно рассматривать автотранспортные средства как рабочие зоны и при этом учитывать «привязку» к оборудованию или, другими словами, закрепление. В Вашем случае закрепление отсутствует, тогда для рабочего места водителя автомобиля рабочими зонами можно считать единицы управляемых транспортных средств. Нужно только просчитать время управления каждой единицей автотранспорта в среднем. Если для всех водителей окажется раскладка по времени одинаковой, то рабочие места водителей можно будет считать аналогичными с оформлением одной карты. Если же Иванов больше времени проводит за рулем ВАЗ, а Петров – за рулем Газель, то эти рабочие места должны быть оформлены разными картами как отдельные рабочие места.

Рассмотрите, пожалуйста, такую ситуацию: как рассчитать количество рабочих мест, если к организации относятся различные филиалы, то есть те же самые офисы, но расположены в других зданиях, соответственно по другому адресу. Можно ли их считать аналогичными?
Ответ:

На практике выходит, что подобные места не объединяют в аналогичные, а рассматривают как отдельные рабочие места. Даже в пределах одно кабинета рядом стоящие рабочие столы бухгалтеров порой нельзя считать аналогичными. Так странно иногда наблюдать, как установленные потолочные «армстронги» освещают пространство между столами, фикусы у стен, а рядышком ютится в остатке света стол с компьютером, а норматив работы за компьютером выше, чем работа с документацией. И получается, что у бухгалтера Маши, у которой армстронг висит над столом, 400 Лк имеется (т.е. освещение в норме), а у бухгалтера Елены – в лучшем случае 125 Лк, и получается, что это разные рабочие места с разным классом условий труда. Возвращаясь к филиалам: при оформлении протоколов также необходимо указывать «места нахождения и места осуществления деятельности работодателя» следуя Приложению N 1 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 г. N 33н Методика проведения специальной оценки условий труда. То есть уже идет привязка к фактическому адресу, а если в штатное заглянуть, то в нем, вероятно, окажутся различные структурные подразделения (те самые филиалы), в состав которых входят рабочие места, значит, уж точно объединить не получится. Придется прокатиться с экспертами по всем адресам и провести измерения во всех кабинетах.

Здравствуйте, в прошлом году при проведении специальной оценки на рабочем месте водителя автомобилям были проведены замеры легкового автомобиля Рено. В этом году руководством было принято решение продать старый автомобиль и купить новый. Как быть с результатами СОУТ? Нужно ли проводить СОУТ данного р. м. заново?
Ответ:
Если мы откроем федеральный закон N 426-ФЗ (от 28.12.2013 г) статью 17 о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, то третьим пунктом здесь записано «замена производственного оборудования». Даже если будет произведена замена легкового автомобиля на другой легковой автомобиль, фактически считается, что Вы заменили оборудование. Марка (модель, год выпуска и модификация) автомобиля другая, значит, и шум, и вибрация могут отличаться от замеров в предыдущем автомобиле. Даже вид топлива может использоваться в новом транспортном средстве другой, а это влияет на состав воздуха рабочей зоны, значит, есть основание для проведения внеплановой специальной оценки. Только проведение измерений может показать, что уровни физических (вибрация локальная, шум, инфразвук и т.д.) и химических показателей (воздух рабочей зоны: оксиды азота, угарный газ и т.д.) будут в норме в кабине автомобиля при управлении. А фраза «все легковые одинаковые» (как правило, замеры в легковых автомобилях действительно находятся в пределах нормы у иномарок и отечественных машин, но это с точки зрения проведения СОУТ; с точки зрения производственного контроля могут быть расхождения, нормативы здесь ниже) — это всего лишь статистика, а не официальный документ за подписью и печатью. Опять же, случится несчастный случай на новом автомобиле, ГИТ откроет карту СОУТ и увидит в ней оценку старого автомобиля, это будет большой «минус» для Вас.
В нашей организации есть сотрудник, который на полставки работает на нескольких должностях естественно в своем кабинете за своим рабочим столом, считать ли данное РМ как одно?
Ответ:
Боюсь Вас расстроить, но так считать нельзя. В тот момент, когда принимается решение о проведении СОУТ в организации, Вы определяетесь с рабочими местами и их количеством. Для этого открываете штатное расписание и выбираете «счастливчиков». Фактически получается, что рабочее место приравнивается к названию должности или профессии работника вкупе с их выполняемыми должностными обязанностями. В инструкции по заполнению отчета о проведении СОУТ четко прописано, что наименование РМ должно соответствовать штатному расписанию. Поэтому нельзя оформить одну карту одновременно, к примеру, на секретаря, специалиста по кадрам и делопроизводителя. Даже раскладка по времени для каждой из этих должностей будет различна: как делопроизводитель это практически 100%-ная работа с документами, для секретаря – характерны телефонные переговоры, работа с клиентами, работа за персональным компьютером, а у специалиста по кадрам – работа с персоналом, с документами и за персональным компьютером. С другой стороны, если все-таки работник может выполнять все функции одновременно, то имеет смысл ввести единицу штатную под каким-нибудь общим названием «специалист» и прописанными должностными обязанностями и тогда это будет одно рабочее место. С другой стороны, сегодня он занят на совмещении на 25%, а завтра будет производственная необходимость занятости на этой должности на 100%, то есть оценивать, в данном случае, придется в теории «если бы человек был занят на 100% на данном рабочем месте, то раскладка рабочего времени была бы …». А работник, даже будучи занятым на 0,25 ставки по каждой должности, ознакомится с результатами СОУТ в каждой из трех карт. При этом по сводной ведомости у Вас выйдет 3 рабочих местах, количество работников программа автоматически проставит 3. Так что если хотите сэкономить, то можно скорректировать штатное расписание и проставить как одного человека.

Как обосновать работникам изменение класса условий труда? В образовательном учреждении провели СОУТ. Убрали класс вредности 3.1 у уборщиц, что вызвало их огромное возмущение. Как объяснить сотрудницам правомерность изменения класса их условий труда с 3.1 на 2?

Ответ:

Необходимо ознакомить персонал с результатами спецоценки под роспись. При желании можете также ознакомить их с нормативными документами, подтверждающими правомерность ваших действий. Если спецоценка подтвердила, что условия труда улучшились, вы вправе отменить компенсации, которые уборщицы получали раньше (ч. четвертая ст. 219 ТК РФ).

Нужно ли платить дополнительные страховые взносы, если по результатам спецоценки установлены вредные условия труда? В организации провели спецоценку. Для многих должностей (бухгалтер, начальник отдела кадров и т. д.) установили класс вредности 3.1. Нужно ли оплачивать дополнительные взносы в ПФР или достаточно устранить нарушения по освещенности?

Ответ:

Если на рабочих местах установлен класс условий труда 3.1, то за них необходимо платить страховые взносы по дополнительному тарифу – два процента (Пункт 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»). Когда нарушения будут устранены, вы можете провести внеплановую спецоценку условий труда (Статья 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Только если она подтвердит улучшения, страховые взносы по такому тарифу можно будет не платить.

Можно ли определить влияние влажности и плесени на работников? У нашего предприятия есть подземный музей горного дела, геологии и спелеологии, расположенный в отработанных выработках действующей шахты. Там естественная повышенная влажность и плесень. Рабочие места экскурсовода и сопровождающего подлежат спецоценке, но в Классификаторе вредных и (или) опасных производственных факторов влажности и плесени нет. Можно ли оценить их вредность для работников музея? Правомерно ли делать это не в рамках спецоценки?

Ответ:

Вы можете пригласить независимую экспертную организацию для измерения уровня влажности и характера плесени. Если исследования подтвердят, что данные факторы действительно могут негативно повлиять на работников, то появится веский повод выдавать персоналу СИЗ и спецодежду, а также отправлять на медосмотр.

Самые необходимые нормативные акты:

Запомните главное:
1 Аналогичными считаются рабочие места, расположенные в одном помещении (однотипных помещениях) и занятые работниками с одинаковыми должностями и трудовыми функциями.

2 Спецоценке подлежат 20 процентов аналогичных рабочих мест, но не менее двух.

3 Для того чтобы рабочие места считались аналогичными, на них должно быть одинаковое оборудование, вплоть до года выпуска.

4 При посменной работе допустимо проводить спецоценку только работников одной смены.

Использован источник: ohranatruda.ru

Смотрите также

Ждем ваши вопросы по тел. +7-906-951-33-32

или на почту cbt-tomsk@mail.ru