кем гербГосударственная экспертиза условий труда Кемеровской области проинформировала аккредитованные организации о возможности использования результатов производственного контроля для целей проведения специальной оценки условий труда. Мы считаем необходимым привести текст письма на нашем сайте. Информация будет полезна работодателям и всем заинтересованным организациям.

(письмо от 14.05.2014 №17-04/637)

Уважаемые коллеги!

Информируем Вас о возможных проблемах специальных оценщиков (экспертов) при использовании ими результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных аккредитованной в установленном законодательством Российской Федерации порядке испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля.

1. В соответствии с положениями части 7 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ) в качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов могут быть использованы результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных аккредитованной в установленном законодательством Российской Федерации порядке испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения специальной оценки условий труда. Решение о возможности использования указанных результатов при проведении специальной оценки условий труда принимается комиссией по представлению эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

На момент вступления в силу Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ) пунктом 2 статьи 32 было предусмотрено, что производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами.

Реализуя данные законом и положением о службе полномочия, главным государственным санитарным врачом РФ 13.07.2001 были утверждены Санитарные правила СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» с датой введения: 1 января 2002 г. и сроком действия — десять лет,

В пункт 2 статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ в 2011-2013г.г. был внесен ряд изменений:

Статья 32. Производственный контроль

2. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами.

(вред. Федерального закона от 19.07.2011 N248-03)

Статья 32. Производственный контроль

2. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми  до дня вступления в силу соответствующих   технических  регламентов санитарными   правилами, а также стандартами безопасности труда, (вред. Федерачьныхзаконов от 19.07.2011 N248-ФЗ, от 25.06.2012N93-ФЗ)

Статья 32. Производственный контроль

2. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. (вред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 25.06.2012 №93-ФЗ)

Возможный вывод для правоприменителя:

Внесение изменений в Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ автоматически не продляет срок действия нормативного правового акта (СП 1.1.1058-01), указанный при его принятии, и в настоящий момент на территории РФ не установлен Порядок осуществления производственного контроля на рабочих местах, следовательно, никаких протоколов производственного контроля, в которых отражены результаты исследований (испытаний)  и  измерений  вредных  и  (или)  опасных  производственных факторов, используемых для целей СОУТ быть не может.

Письма Роспотребнадзора от 18.01.2012 № 01/220-12-32 и от 15.02.2012 № 01/1350-12-32 не содержат правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативными правовыми актами.

Письменные разъяснения главного государственного санитарного врача РФ Онищенко Г.Г. по вопросам применения законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, направленные заинтересованным лицам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют заинтересованным лицам руководствоваться нормами Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящих письмах.

2. В соответствии с положениями  пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана применять утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Примечание: данное положение Закона вообще может заблокировать всю работу по проведению СОУТ, т.к. многие нормативы, применявшиеся при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда не зарегистрированы в Минюсте, например требования к оценке освещенности в производственных помещениях и прочие.

По нашему мнению, аналогичные требования установлены законодательно и в отношении использования при производственном контроле лишь аттестованных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методов исследований (испытаний) и методик (методов) измерений.

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее -Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ) выполнение работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда отнесено к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, в отношении которых установлены обязательные требования.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку.

Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации.

В статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ раскрыто понятие «безопасные условия для человека» — состояние среды обитания, при

котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.

Согласно пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ юридические лица обязаны в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, осуществлять производственный контроль, в том числе, посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции, и иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания.

Согласно ст. 29, 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относится производственный контроль, который включает в себя, в том числе проведение юридическими лицами лабораторных исследований и испытаний, противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением  санитарно — противоэпидемических  профилактических)мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также за условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. В силу пункта 3 ст. 32 вышеуказанного Закона, лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.

Из ранее приведенных норм законов вытекает, что проведение производственного контроля за условиями труда, посредством проведения лабораторных исследований и испытаний подпадает под действие Федерального закона № 102-ФЗ, и как следствие, проведение лабораторных исследований и испытаний возможно лишь по аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением Методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений.

Настоящее письмо не содержат правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом.

В письме отражено мнение специалистов отдела государственной экспертизы условий труда Кемеровской области.