thumb (2)Согласно требованиям ст. 225 Трудового кодекса Российской Федерации «Обеспечение и профессиональная подготовка в области охраны труда» все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда, проверку знания требований по охране труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В течение последних 10 лет в стране действовал Порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29. Его реализация в определенной мере способствовала созданию условий для безопасного труда на рабочих местах в различных видах экономической деятельности.

В настоящее время по целому ряду причин, в первую очередь экономических, стало все более очевидной необходимость перехода от традиционных методов обучения работающего персонала к новым методам, опирающимся на современные технологии и мировой передовой опыт, существенно повышающие качество обучения.

Травматизм на производстве, профессиональные заболевания и общая заболеваемость работников не могут быть спутниками успешного бизнеса, экономического и социального развития государства, и это — доказанная практикой реальность. В связи с этим российская система обучения переживает своеобразный этап перестройки, предусматривающий переосмысление ряда концептуальных задач и обновление действующей концепции обучения с целью ее дальнейшего совершенствования.

Исследования показывают, что проблеме обучения персонала на местах внимания уделяется недостаточно. По данным Роструда, около 70% причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями – это причины организационного характера. К причинам несчастных случаев, напрямую зависящим от работника, прежде всего, следует отнести:

  • нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда;
  • недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда;
  • нарушение Правил дорожного движения;
  • неприменение работником средств индивидуальной защиты;
  • нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств;
  • неприменение средств коллективной защиты и др.

Только грамотная работа специалистов по охране труда позволит снизить количество несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, простроить эффективную систему по предотвращению нарушений в сфере труда.

Введение разработанного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации нового порядка обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда предусматривает установление обязательных требований к проведению обучения работников организации, способствующие улучшению ситуации с обеспечением безопасности и сохранением здоровья работников.

Его действие распространяется на работодателей – юридических и физических лиц за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также на организации, аккредитованные в установленном порядке на право оказания услуг обучения работодателей и работников по вопросам охраны труда независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Обучение по охране труда и проверка знания требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей осуществляются в целях повышения уровня их профессиональных компетенций в области охраны труда, необходимых для снижения профессионального риска, безопасного выполнения трудовых функций, предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Новый порядок уточняет действующие нормы обучения, вводит новые категории обучаемых (например, специалисты организаций, оказывающих услуги в области охраны труда). В нем впервые предусмотрена дифференциация продолжительности обучения и содержания программ для различных категорий обучающихся.

Обучение по охране труда теперь реализуется в следующих формах:

  • специальное обучение по охране труда;
  • инструктаж по охране труда;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ;
  • обучение методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве.

Следует отметить, что новый Порядок не заменяет требований к проведению инструктажа, подготовки, обучения, проверки знаний и аттестации работников по другим направлениям обеспечения безопасности производственной деятельности (промышленная безопасность, пожарная безопасность, электробезопасность, радиационная безопасность, транспортная безопасность, экологическая безопасность и др.

Длительность обучения зависит от категории обучающихся, начиная с 18 часов. Специальное обучение не менее 144 часов проходят руководители служб охраны труда и работники, на которых возложены функции по охране труда, не имеющие профессиональной подготовки и стажа работы в области охраны труда. .

Государственный контроль за соблюдением работодателем установленного Порядка возложен на Роструд. Ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований несут работодатель и обучающая организация в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Специальному обучению по охране труда подлежат:

а) руководители организаций и их заместители, работодатели – индивидуальные предприниматели (не менее 18 учебных часов);

б) главные специалисты технического и производственного профиля (главный инженер, главный энергетик, главный механик, главный технолог и т.д.) и их заместители (не менее 40 учебных часов);

в) руководители и специалисты, осуществляющие организацию и руководство выполнением работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за выполнением работ на рабочих местах (не менее 40 учебных часов);

г) руководители и специалисты служб охраны труда, работники, на которых приказом работодателя возложены функции специалиста по охране труда (не менее 72 учебных часов);

д) члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов (не менее 18 учебных часов);

е) председатели и члены комиссий организаций (работодателей – индивидуальных предпринимателей) по проверке знаний требований охраны труда(не менее 40 учебных часов);

ж) председатели, заместители председателей и члены комиссий по проверке знания требований охраны труда обучающих организаций(не менее 72 учебных часов);

з) председатель и члены аттестационных комиссий по аттестации рабочих мест по условиям труда организаций (работодателей – индивидуальных предпринимателей) (не менее 40 учебных часов);

и) руководители и специалисты аккредитованных в установленном порядке организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, непосредственно участвующие в деятельности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, обучении по охране труда и проверке знания требований охраны труда, осуществлении функции службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек (не менее 72 учебных часов);

Работодатель вправе направить на специальное обучение других работников. Первичное и очередное специальное обучение проводится в обучающих организациях в течение месяца с даты приема на работу, назначения (избрания) на соответствующую должность, далее – по мере необходимости, определяемой работодателем, но не реже одного раза в три года, если не установлено иное.

Индивидуальные предприниматели проходят специальное обучение в течение первого месяца после приема на работу первого работника, далее — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Работники, принимаемые на должность руководителя (специалиста) службы охраны труда, либо работники, на которых приказом работодателя возложены функции специалиста по охране труда, имеющие профильное высшее (среднее) профессиональное образование и стаж работы в области охраны труда не менее пяти лет, в течение года после поступления на работу могут не проходить специальное обучение.

Учебно-тематические планы и учебные программы по охране труда разрабатываются обучающей организацией, утверждаются руководителем обучающей организации и обновляются по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Обязательному включению в учебные программы и учебно-тематические планы (в объеме не менее 30% от общего количества учебных часов по учебным программам) для всех категорий обучаемых подлежат следующие вопросы:

  • обязанности работодателя по выполнению государственных нормативных требований охраны труда и обеспечению безопасных условий труда работников;
  • обязанности работника в области охраны труда;
  • нормативно-правовая база в области охраны труда;
  • основы оценки и управления профессиональными рисками (с учетом категории обучаемых);
  • ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  • организация и проведение расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Специальное обучение осуществляется с отрывом или с частичным отрывом от работы с использованием активных методов обучения (деловые игры, анализ конкретных ситуаций, тренинги и т.п.), а также возможностей дистанционных образовательных технологий, применение которых в обязательном порядке предусматривает обеспечение обучающихся нормативными документами, учебно-методическими материалами и электронными учебными курсами, тестирование, обмен информацией обучающихся с преподавателем (тьютором), участие обучающихся в Интернет-конференциях и вэбинарах, а также администрирование учебного процесса на основе использования компьютеров и сети Интернет.

Руководители и специалисты служб охраны труда, работники, на которых приказом работодателя возлагаются функции специалиста по охране труда, не имеющих профессиональной подготовки и стажа работы в области охраны труда, проходят первичное специальное обучение в обучающих организациях в объеме не менее 144 учебных часов с целью углубленного изучения актуальных проблем в сфере охраны труда и профессиональной деятельности в течение первого месяца после приема на работу, перевода на должность, возложения дополнительных обязанностей по организации работы по охране труда.

По завершении специального обучения проводится проверка знания требований охраны труда с обязательным применением компьютерного тестирования с использованием единого программного комплекса и по единым тестовым вопросам в объеме знания обязательных вопросов, включаемых в учебную программу. Результаты проверки знания оформляются протоколом заседания комиссии. Лицам, успешно прошедшим проверку знания выдается удостоверение по установленной форме. В случае неудовлетворительных результатов проверки знания требований охраны труда, соответствующие работники направляются для специального обучения по охране труда в обучающие организации.

Внеплановая проверка знания работника независимо от срока проведения предыдущей проверки знания проводится по требованию должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при выявлении в установленном порядке нарушений данным работником требований охраны труда.

Инструктажи по охране труда. Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан обеспечить проведение инструктажа по охране труда(вводный инструктаж, первичный инструктаж, повторный инструктаж, внеплановый инструктаж, целевой инструктаж).

Вводный инструктаж проводится до начала трудовой деятельности со всеми принятыми на работу лицами, а также лицами, командированными на работу в организацию, лицами, выполняющими подрядные (субподрядные) работы на подконтрольной работодателю территории, а также с обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений всех уровней, проходящими в организации производственную практику, и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя и находящимися на подконтрольной ему территории. По решению работодателя вводный инструктаж может проводиться и с лицами, посещающими организацию в иных целях.

 

Первичный инструктаж проводят до начала самостоятельной работы:

  • со всеми вновь принятыми на работу работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях срочного трудового договора, а также на дому (надомники) с использованием материалов, инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет;
  • с работниками, переведенными в установленном порядке из одного структурного подразделения в другое;
  • с работниками, которым поручается выполнение новой для них работы;
  • с командированными работниками сторонних работодателей, участвующими в производственной деятельности работодателя;
  • с работниками сторонних работодателей, выполняющих подрядные (субподрядные) работы на подконтрольной работодателю территории;
  • с обучающимися образовательных учреждений всех уровней, проходящими производственную практику (практические занятия) у работодателя.

Внеплановый инструктаж проводится:

  • при введении в действие новых или внесении изменений в нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, связанные с исполнением должностных (функциональных) обязанностей работника, а также в соответствующие локальные нормативные акты работодателя;
  • при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструментов, сырья, материалов, возникновении других обстоятельств, оказывающих влияние на безопасность работников;
  • при нарушении работниками требований охраны труда;
  • по требованию должностных лиц органов государственного надзора (контроля);
  • перед началом работы после перерыва в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями труда, установленными по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда – после перерыва более 30 календарных дней, а для остальных работ – более 60 календарных дней);
  • по решению работодателя (или уполномоченного им лица).

Целевой инструктаж проводится перед выполнением работ, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами требуется оформление наряда-допуска, разрешения или других специальных документов, разовых работ, работ по ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий.

Инструктажи проводит руководитель структурного подразделения или непосредственный руководитель (производитель) работ, прошедший в установленном порядке специальное обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда и на которого приказом работодателя возложено право проведения первичного инструктажа.

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ организуется для всех поступающих на работу лиц, а также работников, переводимых на другую работу работодателем (уполномоченным им лицом) незамедлительно после проведения вводного и (или) первичного инструктажей.

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ лиц, поступающих на работы с вредными и (или) опасными условиями труда, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, проводят в форме стажировки непосредственно на рабочем месте под руководством работника, прошедшего обучение по охране труда, на которого приказом работодателя возложены обязанности по проведению стажировки.

Продолжительность стажировки устанавливается работодателем (уполномоченным им лицом) исходя из характера выполняемых работ, но не менее двух смен.

Обучение методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим организуется работодателем (уполномоченным им лицом) в течение месяца для всех принимаемых на работу лиц, в виде специального обучающего курса (тренинга). Специальный обучающий курс (тренинг) проводится по программам обучения методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим, разработанным и утвержденным работодателем.

Обучение осуществляется с привлечением специалистов, имеющих медицинское образование и соответствующую подготовку, в том числе специалистов обучающих организаций, а также с применением технических средств обучения и наглядных пособий.

При реализации положений нового Порядка обучения по охране труда следует обратить особое внимание на необходимость разработки четких рекомендаций по расчету затрат на обучение. Учитывая неудовлетворительное состояние работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, низкое качество обучения охране труда во многих организациях различных видов экономической деятельности, важно уделить особое внимание усилению стимулирования этих направлений.

Статьей 226 Трудового кодекса РФ установлено, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также может осуществляться за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование этих мероприятий (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Эту норму уже давно пора пересмотреть, имея в виду, что средства должны производиться в необходимом объеме. Например, в системе ОАО РЖД в течение ряда лет этот показатель превышает 0,7 процента.

До сих пор в ряде случаев безнаказанно не все работодатели соблюдают требования ст. 76 Трудового кодекса в части обязательного отстранения от работы или недопущения к работе работника, не прошедшего в установленном порядке неформальное обучение, проверку знаний и навыков в области охраны труда. Ежегодно выявляется более 300 тыс. нарушений по вопросам обучения и инструктирования работников по охране труда. По требованиям государственных инспекторов в 2012 г. по этим причинам от работы отстранено около 150 тыс. руководителей и специалистов. Среднее число дней нетрудоспособности у пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 пострадавшего составляет около 50 дней. Наибольшее количество дней нетрудоспособности по сравнению со средним показателем наблюдается в добыче полезных ископаемых и в строительстве.

В результате в сумму экономических потерь входят затраты на предотвращение смертельного травматизма при несчастных случаях, расходы из федерального бюджета и внебюджетных средств вследствие роста инвалидности по причине трудовых увечий и профессиональных заболеваний, временной нетрудоспособности по причине производственных травм, расходы работодателей на компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, на средства индивидуальной и коллективной защиты и др. Наряду с экономическими потерями из-за неудовлетворительных условий труда, производственного травматизма и профессиональных заболеваний страна в целом несет огромные социальные издержки.

Многое говорит о том, что пора принять нормативный акт, четко устанавливающей затраты на обучение по охране труда за счет различных источников, а также об усилении ответственности за допуск к работе не обученных кадров.

Важнейшим условием повышения эффективности обучения работников является определение минимальных (гарантированных) сумм необходимых средств на эти цели. В бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации начиная с 2000 г. отдельной строкой выделялась сумма на обучение отдельных категорий застрахованных и еще в 2009 г. на эти цели планировалось использовать 479 364 100 руб. Однако начиная с 2010 г. средства на эти цели не устанавливались. В настоящее время средства на обучение работников включены в разрешенную страхователям квоту, составляющую до 20% суммы страховых взносов для финансирования комплекса предупредительных мер по снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Учитывая, что 20% от прогнозируемого объема доходов составляют 11,6 млрд руб. на обучение отдельных категорий застрахованных, в 2009 г. предусматривалось 4% этой суммы, ее можно было зафиксировать в бюджете Фонда.

Для дальнейшего совершенствования системы профессиональной подготовки специалистов по охране труда на основе современных технологий обучения целесообразно при организации обучения специалистов организации обязать работодателя осуществлять затраты в объеме, обеспечивающем выполнение всех требований, закрепляя их в коллективном договоре. Целесообразно также внести уточнения в соответствующие законодательные акты в части усиления юридической, экономической и социальной ответственности работодателей за обеспечение внутрифирменного обучения работников. Вместе с тем назрела необходимость ввести экономические санкции для работодателя, допустившего к работе работника, не прошедшего обучение по охране труда в установленном порядке. В этом случае до половины выплат по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве следовало бы производить за счет зарплаты работодателя.

Сложившаяся ситуация на рынке труда требует подготовки высококвалифицированных специалистов, владеющих научными знаниями, способных реализовывать цели охраны труда и окружающей среды на различных уровнях — в организациях, учреждениях, различных социальных и инженерных службах, осуществлять методологическую, исследовательскую деятельность и осознающих социальную значимость своей профессии.

Фролов О.П. – кандидат экономических наук., заслуженный экономист РФ