6 миллиардов экономии на декларировании условий труда. Реально?
Декларирование соответствия условий труда требованиям охраны труда на рабочих местах, на которых по результатам измерений условия труда признаны допустимыми – это, пожалуй, тема номер один с начала 2016 года, которая обсуждается в кулуарах специалистов и экспертов охраны труда. А стоит ли? А есть ли смысл?
В настоящее время такое декларирование распространяется только на рабочие места с оптимальными условиями труда, то есть на такие, где вредные (а также и опасные) производственные факторы отсутствуют. Само собой разумеющееся, что подогнать рабочее место под такие параметры очень сложно, а скорее всего просто невозможно, поэтому сейчас декларирование – это попросту пустое место.
Скорее всего по данной причине министерство и решило расширить круг рабочих мест, подлежащих декларированию. Также и сам замминистра труда и социальной защиты на заседании Государственной думы пояснил, что действительно, законопроект, который вносит изменения в существующий Федеральный закон о спецоценке, направлен на послабления для бизнеса, которые они так давно ждали. Все это позволит реально сэкономить, уверены в министерстве.
Но так ли это на самом деле? По экспертным оценкам, опять же из Минтруда, принятые изменения позволят оставить в кармане организаций аж 6 миллиардов рублей на всех. Сумма приличная, высчитали ее так. Так как по расчетам Минтруда под послабления попадет очень большое количество субъектов бизнеса, примерно 30 % от общего числа рабочих мест, а в абсолютных цифрах это 15 миллионов рабочих мест, после проведения специальной оценки условий труда будут отнесены к рабочим местам с допустимым условиям труда. Ведомство исходит из того, что стоимость проведения специальной оценки условий труда, в данном случае уже повторной, будет стоить 400 рублей (!!!), поэтому и сумма экономии вытекает в 6 миллиардов рублей.
О том, что министерство глубоко заблуждается при расчете стоимости проведении спецоценки условий труда одного рабочего места, известно еще со времен аттестации рабочих мест, то есть реальная картина далека от того, что видят чиновники. Конечно, можно найти спецоценку и за 400 рублей/место, но в качестве ее приходится усомниться.
Специалисты по охране труда, которые непосредственно «варятся» в проведении спецоценки, относятся скептически к процедуре введения декларации, не потому, что не хочется сэкономить, а потому что сделать это очень сложно, как правило штатное расписание, особенно в условиях кризиса, а такие условия чуть ли не перманентны, меняется очень часто, меняются названия должностей, добавляются обязанности, то есть результаты специальной оценки условий труда приходится постоянно пересматривать. Фактически задекларировать удастся лишь малую толику имеющихся рабочих мест.
Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» за пару лет своего фактического действия уже претерпел немало изменений и несколько редакций, последняя ли эта? Вряд ли. Причем изменения существенные, работодатели должны подстраиваться, неужели заранее было непонятно, что декларирование на основе оптимальности практически невозможно и понадобилось два года, чтобы признать это и смягчить закон. Что ж, пусть так.
В настоящее время законопроект уже прошел стадию первого чтения и был принят, но с условиями переделок, предоставленными в течение месячного срока. Сомнений не вызывает, что в конечном итоге изменения вступят в силу, а работодатели получат дополнительную возможность «сэкономить».
Ольга Иванова

Источник: ohranatruda.ru