Почему рабочих мест, попадающих под декларацию, практически нет?Многие до сих пор уверены в том, что в рамках проведения специальной оценки условий труда практически все офисные рабочие места теперь автоматически попадают под декларацию, так как на таких рабочих местах априори не может быть идентифицировано никаких вредных и (или) опасных факторов условий труда. Однако это заблуждение!

Начнем по порядку разбираться в этой ситуации. Почему возникло такое ошибочное мнение?

В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся. Таким образом, рабочее место попадает под декларацию.

Однако здесь возникает вопрос об идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается методикой проведения специальной оценки условий труда, предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией, формируемой в порядке, установленном статьей 9 настоящего Федерального закона.

В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.

В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов в порядке, установленном статьей 12 настоящего Федерального закона.

Ранее предполагалось, что при проведении идентификации эксперт мог бы, в соответствии с утвержденной методикой, выявить те рабочие места, на которых не нужно проводить исследований (испытаний) и измерений, и условия труда на них признавались бы допустимыми. Таким образом, практически все офисные рабочие места попадали бы под декларацию. Однако после принятия утвержденной методики, таких рабочих мест практически не существует.

Прежде всего, это касается параметров световой среды (искусственное освещение (освещенность) рабочей поверхности). В статье подробно рассмотрим именно этот фактор, так как он присущ практически каждому рабочему месту. Согласно Методики проведения специальной оценки условий труда (утв. Приказом от 24 января 2014 г. №33н, зарегистрировано в Минюсте России 21 марта2014 г. №31689), Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов включает в себя следующие этапы:

1) выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;

2) сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утверждаемым в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Российская газета, 30 декабря 2013 г., № 6271) (далее – классификатор);

3) принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;

4) оформление результатов идентификации.

Имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса признаются идентифицированными вредными и (или) опасными факторами в случае совпадения их наименований с наименованиями факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных классификатором.

В свою очередь, все вредные и (или) опасные факторы, которые идентифицированы на рабочем месте, обязательно подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям в порядке, установленном главой III настоящей Методики.

Теперь внимание: согласно классификатору (приложение №2 к Приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. №33н) освещенность рабочей поверхности при искусственном освещении является вредным и (или) опасным производственным фактором (п. 1.4.1) и требует измерений. Отнесение условий труда по классу (подклассу) условий труда при воздействии световой среды проводится согласно Приложения №16 к Методике.

Чисто гипотетически можно предположить, что существуют такие рабочие места, где не нужно измерять освещенность рабочей поверхности при искусственном освещении, в силу отсутствия такого фактора вовсе. А также, что на таких рабочих местах нет и никаких других вредных факторов. Значит, это должны быть те рабочие места, на которых предполагается деятельность исключительно при естественном освещении, то есть на открытом пространстве. Однако в таком случае (на таких рабочих местах) автоматически появляются другие факторы, например – тяжесть или напряженность трудового процесса.

Вернемся к начальному варианту методики, переданной в Минюст России на регистрацию. В ней изначально предполагалось, что освещенность рабочей поверхности при искусственном освещении будет идентифицироваться как вредный и (или) опасный фактор только при: выполнении прецизионных работ с величиной объектов различения менее 0,5 мм; наличии слепящих источников света; проведении работ с объектами различения и рабочими поверхностями, обладающими направленно-рассеянным и смешанным отражением. При такой формулировке практически все офисные места могли быть задекларированы, о чем уже упоминалось ранее в данной статье.

В утвержденном варианте Методики это условие было отменено!

Подводим основной итог: освещенность рабочей поверхности является производственным фактором, присущим абсолютно всем рабочим местам и требующим обязательных измерений. Этот факт делает попадание рабочих мест под декларацию невозможным!

Существуют ли или могут ли существовать некие обстоятельства, при которых все-таки будет представляться возможным декларирование рабочего места?

Чисто теоритически да. Во-первых, это возможно при определенных обстоятельствах, если в законе о СОУТ либо в методике появится некий пункт, разрешающий эксперту определить такой фактор, как освещенность на рабочем месте, не проводя никаких замеров, а исключительно, что называется, «на глаз», под ответственность эксперта.

Во-вторых, возможность декларирования условий труда на рабочем месте может появиться при внесении следующих изменений в процедуру СОУТ: если на рабочем месте имеется лишь один (!) опасный и (или) вредный производственный фактор (причем устранимый), то, следовательно, будет проводиться только один замер. При условии, что результаты замера будут соответствовать норме, такое рабочее место попадет под декларацию:
sout1.jpg

В настоящий момент процедура СОУТ выглядит так:

sout2.jpg

На графическом примере четко видно, что на сегодняшний день рабочих мест, попадающих под декларацию, по сути, нет.

Подводя итоги: если Ваша компания занята на рынке в непроизводственной сфере, не стоит сразу полагать, что в рамках СОУТ все офисные рабочие места попадут под декларацию, и Вы автоматически избавитесь от лишних проблем и трат времени и средств на проведение СОУТ. Конечно же, можно обратиться и к недобросовестной аттестующей организации, которая готова буквально «нарисовать» Вам любые результаты спецоценки, однако, прежде подумайте, а стоит ли это дальнейших проблем, которые непременно появятся.

Другой вопрос декларирования заключается в  существующих специалистах — экспертах, назначенных приказами аттестующих организаций на время переходного периода. Данные специалисты обучены проводить измерения вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе тяжести, напряженности и обеспеченности СИЗ. Они имеют право на основе измерений устанавливать классы условий труда. До сдачи квалификационного экзамена и получения сертификата эксперта, у многих из работников будет возникать вопрос: насколько  компетентно и ответственно принято решение не проводить измерения на их рабочих местах? И не обжаловать ли такое решение в суде?