Новые ГОСТ по обучению безопасности труда и классификации опасных и вредных производственных факторов

1 марта 2017 года вступят в силу два важных ГОСТ:

 

Определены гарантии и компенсации работникам, направляемым на прохождение независимой оценки квалификации

Федеральным законом от 03.07.2016 N 239-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс РФ.

Так, Законом N 239-ФЗ определены гарантии и компенсации работникам, направляемым на прохождение независимой оценки квалификации.

Как следует из Закона N 239-ФЗ, при направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с отрывом от работы за работником должны быть сохранены место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

При этом в случае направления работника на прохождение независимой оценки квалификации в другую местность работнику должна быть произведена оплата командировочных расходов.

Кроме того, Законом N 239-ФЗ закреплено, что оплата прохождения независимой оценки квалификации должна осуществляться за счет средств работодателя.

Соответствующие изменения внесены Законом N 239-ФЗ также встатьи 196 и 197 Трудового кодекса РФ, устанавливающие права и обязанности работодателя и работника, касающиеся подготовки и дополнительного профессионального образования работников, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации.

В частности, Законом N 239-ФЗ определено, что при направлении работника на прохождение независимой оценки квалификации работодатель должен предоставить ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовым договором.

Минтруд готовится изменить порядок выдачи СИЗ

Типовые нормы выдачи СИЗ действуют в большинстве отраслей экономики.
Они дают исчерпывающий перечень средств защиты, оберегающих работников от вредных и опасных производственных факторов. К сожалению, отдельные положения типовых норм перестали отвечать современным требованиям и нуждаются в изменениях. Поэтому Минтруд России решил пересмотреть концепцию обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.
О том, в каком направлении будет проходить реформа, рассказал Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий Анатольевич Корж

Валерий Анатольевич, чем будут отличаться новые правила обеспечения СИЗ от ныне действующих?

Основное отличие заключается в том, что мы хотим перейти на модель обеспечения работников средствами защиты, которая будет опираться на производственные риски. Работодатель будет предоставлять СИЗ работникам исходя из того, каким опасностям они подвергаются.

Для этого в новых типовых нормах средства защиты будут разделены на группы. Например, в одном разделе предполагается сгруппировать СИЗ в зависимости от имеющихся физических, химических, биологических и других факторов. Второй раздел будет содержать средства защиты, которые выдают по видам работ. Допустим, для строителей характерен риск падения тяжелых предметов сверху. В этом случае работодатель должен обеспечить сотрудника каской. Строитель может упасть с высоты? Предоставьте ему страховочную привязь.

Третий раздел может объединить в себе СИЗ для производств, которые выделяют различные загрязнения. В четвертом разделе можно будет предусмотреть средства защиты в зависимости от климатических факторов. Либо теплая одежда для холодных регионов, либо специальная одежда для жаркого климата.

Будут ли типовые нормы общими для всех или останется деление по отраслям?

Да, предполагается, что отраслевая направленность уйдет в историю. На самом деле не понятно, чем токарь на оборонном заводе отличается от токаря сельхозпредприятия. У них единый функционал, работают на одинаковом оборудовании. Поэтому и защищены они должны быть одинаково. А сейчас получается, что в машиностроении одни нормы СИЗ, в сельском хозяйстве — другие.

Мы постараемся унифицировать типовые нормы подобно тому, как это сделано в профстандартах. Но уйти от отраслевых норм быстро не получится. Поэтому мы предоставим длинный период, понимая, что новые нормы потребуют настройки и перестройки, но идея правильная. Это новые правила, и в их создании должны принимать участие службы охраны труда работодателя, профсоюзы, сами работники. Кому-то будет мало 10 пар перчаток в год, а кому-то, наоборот, их окажется много. Благодаря обратной связи мы сможем это учесть.

Работодатели смогут самостоятельно определять, пользоваться им новыми типовыми нормами или выбрать отраслевые?

Скорее всего, работодатели во время переходного периода смогут выбирать, какими нормами им пользоваться — будет действовать несколько вариантов. Но будут определенные оговорки. Допустим, от всех имеющихся у работодателя вредных факторов предусмотрены соответствующие СИЗ в общих типовых нормах. Тогда можно ограничиться ими. Если чего-то не хватает, работодатель будет пользоваться отраслевыми. В целом это похоже на действующую систему. Но мы и не планируем быстрых кардинальных изменений. Тут не стоит торопиться. Серьезных проблем в обеспечении СИЗ мы не видим. Но работодателям нужно постепенно давать больше свободы действий в выборе средств защиты. В конечном итоге именно они несут административную, уголовную и финансовую ответственность за обеспечение сотрудников средствами защиты.

Когда новые типовые нормы начнут действовать?

Система будет меняться постепенно. Для начала нужно внести поправки в Трудовой кодекс, а это не раньше середины 2017 года. И предусмотреть продолжительный переходный период. Работодатели должны привыкнуть к новой парадигме.

Беседовала Татьяна Кутузова, эксперт справочной системы «Охрана труда»

Источник: e.otruda.ru

О применении профстандартов в госсекторе

Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584 установлены особенности применения профессиональных стандартов в государственных внебюджетных фондах, государственных и муниципальных учреждениях, унитарных предприятиях, в госкорпорациях, госкомпаниях и хозяйственных обществах, более 50% процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.
Указанные структуры утверждают с учетом мнения представительного органа работников планы по организации применения профстандартов.
В них определяется список профстандартов, подлежащих применению. Устанавливается потребность в профессиональном образовании (обучении) и (или) дополнительном профобразовании работников на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профстандартах. Также в плане приводится перечень локальных нормативных актов и других документов организации, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению с учетом требований профстандартов.
Реализацию плановых мероприятий необходимо завершить до 1 января 2020 г.
Органам и организациям рекомендуется направлять предложения по актуализации профессиональных стандартов (при наличии) в Минтруд России для организации их рассмотрения в Национальном совете при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

Постановление вступило в силу  1 июля 2016 г.

Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»