Всеволод Вуколов, руководитель Роструда, отметил, что проблема для работодателей связана с огромным количеством требований трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. Поэтому была проведена инвентаризация всех нормативных актов – это около 75 000 документов. В результате выяснилось, что более 1000 из них содержат обязательные требования в сфере трудовых отношений.

По итогам такого анализа Роструд планирует подготовить исчерпывающий перечень нормативных актов, содержащих требования трудового законодательства, а также единый перечень самих требований к работодателям. Для удобства требования будут разбиты по тематическим рубрикам.

Источник: Роструд

P.S. Напомним, чтобы изданный ведомством документ стал обязательным для исполнения, он должен быть зарегистрирован в Минюсте России.

Государственная регистрация ведомственных нормативных актов стала обязательной с принятием постановления Правительства РФ от 8 мая 1992 г. № 305 «О государственной регистрации ведомственных нормативных актов». Минюст России с 15 мая 1992 г. начал государственную регистрацию нормативных актов, которые затрагивают права и законные интересы граждан или носят межведомственный характер.

В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Им руководствуются министерства и ведомства при выпуске своих нормативных правовых актов.

Кроме регистрации в Минюсте России нормативный акт должен быть официально опубликован. В противном случае он считается не вступившим в силу и не влечёт правовых последствий (п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»). Не зарегистрированный и не опубликованный нормативный акт не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений. За его неисполнение нельзя применить санкции и на него нельзя ссылаться при разрешении споров.

Поволжский межрегиональный филиал ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России провел работу по определению статуса большого количества нормативных документов, касающихся  охраны труда непосредственно, трудового права в целом и некоторых его аспектов. Перечень таких документов приведен ниже. Для систематизации и удобства НПА разбиты на 9 разделов. В перечне содержатся ссылки на более, чем  700 документов в целом и их конкретные статьи. Все собранные документы соответствуют вышеуказанным требованиям для вступления в силу.

Нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда

для перехода в  документы выберите любую пиктограмму, далее нужные ссылки перенаправят вас на полные тексты НПА  размещенные в «открытых» информационно-правовых системах. Надеемся что данная информация будет полезна нашим читателям.

                          

Законопроект Минтруда России о внесении изменений в законодательство об охране труда неоднозначно оценен общественниками

Минтруд России подготовил законопроект, направленный на совершенствование механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости (текст проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Законопроект) имеется в распоряжении редакции портала ГАРАНТ.РУ). Цель документа, по словам его разработчиков, – обеспечить полноценное внедрение оценки и управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда и гармонизировать российское законодательство, затрагивающее сферу охраны труда, с аналогичными нормами международных актов.

Несмотря на то что Законопроектом предлагается изложить раздел X «Охрана труда» ТК РФ в новой редакции, основные положения об обязанностях работодателя и работника, праве работников на безопасный труд, установленные в кодексе в настоящее время, кардинальных изменений не претерпевают, отметил Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий Корж в ходе так называемого «нулевого чтения» Законопроекта, состоявшегося вчера в ОП РФ.

Тем не менее предлагается дополнить ТК РФ главой, посвященной управлению охраной труда работодателем. В ней, в частности, будет установлена обязанность работодателя проводить оценку и анализ состояния условий и охраны труда и на основе полученных результатов разрабатывать и утверждать отдельный локальный нормативный акт – политику в области охраны труда. В этом акте должны быть указаны основные направления деятельности работодателя и принимаемые им конкретные меры по обеспечению охраны труда. Также, по мнению Минтруда России, необходимо определить возможные формы и методы самоконтроля работодателя за условиями труда. Как сообщила заместитель начальника Управления государственного надзора в сфере труда Роструда Людмила Коваль, ведомство уже разрабатывает формы соответствующих проверочных листов.

Некоторые эксперты считают, что принятие указанных норм очень сильно увеличит организационную нагрузку на работодателей, поскольку к тем документам и локальным нормативным актам, которые они утверждают в настоящее время, добавится политика по охране труда и документы,связанные с институтом самоконтроля. При этом четкого определения, что собой представляют эти акты, в Законопроекте нет, отметила главный эксперт Юридического департамента ТПП РФ Лариса Макарова.

В качестве наиболее интересного предложения, касающегося государственного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, можно назвать положение Законопроекта об обязанности государственных инспекторов труда выдавать в случае выявления нарушений в деятельности работодателя обязательных для исполнения предписаний, до истечения срока которых работодатель не может быть привлечен к административной ответственности. Это правило не будет распространяться на нарушения, связанные с причинением или угрозой причинения вреда жизни и здоровью людей, а также на нарушения сроков оплаты труда и нарушения при оформлении трудовых отношений.

Что касается работников, то в их отношении также предлагается ввести нормы, вызвавшие дискуссии между экспертами. Так, одно из самых спорных положений Законопроекта – о заключении срочных договоров с лицами, впервые принимаемыми на работу с вредными условиями труда 3 или 4 степени либо опасными условиями труда (степень вредности и опасности устанавливается по результатам проведения специальной оценки условий труда), при условии, что такие работы не противопоказаны им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом правило о том, что срочный договор становится заключенным на неопределенный срок в случае, когда ни одна из сторон по истечении срока действия договора не потребовала его расторжения (ч. 4 ст. 58 ТК РФ), не будет распространяться на договоры, заключенные в связи с работой во вредных или опасных условиях труда. В то же время истечение срока такого договора предлагается сделать основанием для обязательного перевода работника на другую работу с оптимальными или допустимыми условиями труда. Все вышеперечисленное, по мнению многих экспертов, может привести к тому, что у работников просто не будет возможности получить стаж, необходимый для выплаты, например, льготной пенсии. Другие же эксперты, напротив, считают, что срочные трудовые договоры помогут сохранить здоровье работников. «Если мы заведомо знаем, что риски профессионального заболевания появляются после 10 лет определенной работы, то целесообразно вывести человека из этих условий через 10 лет», – уверен исполнительный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России» Алексей Окуньков.

Кроме поправок в ТК РФ, Законопроект предусматривает внесение изменений и в другие законы. В частности, предлагается ряд поправок в Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ), и Роспотребнадзор эти изменения не одобряет. Одно из них – исключение условий труда из факторов среды обитания. «У нас абсолютно все международное законодательство, затрагивающее вопросы труда, говорит о том, что условия труда – это часть социальных факторов, которые входят в состав среды обитания человека. Исключать их совершенно неправильно, ведь мы как минимум 50% времени проводим на работе», – подчеркнул заместитель начальника Управления санитарного надзора Роспотребнадзора Андрей Гуськов. По словам Валерия Коржа, это предложение отражает основную идею Минтруда России – по максимуму урегулировать вопросы, касающиеся охраны труда, непосредственно ТК РФ. А действие Закона № 52-ФЗ должно распространяться на граждан во вне рабочее время, заявил он.

Также изменения планируется внести и в Закон РФ от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании«. Предлагается наделить медицинских и иных работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, правом на сокращенную продолжительность рабочего времени и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы. В настоящее время такое право предоставляется им за работу с вредными или опасными условиями труда, которые, напомним, определяются по результатам проведении спецоценки. Что подразумевается под особым характером работы и каким образом он будет устанавливаться, в Законопроекте не указано. Поэтому эксперты предлагают уточнить это положение и просчитать, к каким финансовым затратам работодателей такое изменение приведет.

В целом и представители профильных ведомств, и специалисты по охране труда, и общественники поддерживают инициативу Минтруда России о приведении в соответствие актов, так или иначе затрагивающих вопросы охраны труда, особенно во вредных и опасных условиях. В связи с этим они предлагают провести сравнительный анализ всех этих документов, выявить существующие противоречия, установить единую терминологию, понятную не только надзорным органам, но и работодателям, и работникам, и с учетом этого доработать Законопроект, который пока содержит очень много спорных положений и юридических неопределенностей.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Не забудьте уплатить страховые взносы, в том числе и на травматизм

Не забудьте уплатить страховые взносы, в том числе и на травматизм15 февраля – последний день, когда страхователи могут уплатить страховые взносы в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС за январь 2016 года (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования«; далее – Закон № 212-ФЗ).

А плательщики взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, которые вправе отчитываться в бумажной форме и решили этой возможностью воспользоваться, обязаны помимо этого не позднее 15 февраля представить расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2015 год. Напомним, такое право имеют те работодатели, у которых трудится 25 человек и менее. Все остальные организации и ИП обязаны подавать отчетность исключительно в электронном формате, и для них крайний срок направления расчета наступит 20 февраля (ч. 10 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Это суббота, но в преддверии выходных в честь Дня защитника Отечества она будет рабочей, поэтому срок направления отчетности не переносится.

При представлении расчета необходимо обязательно заполнить раздел 6 этого документа «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованных лиц» – в отношении сведений о страховых взносах и страховом стаже работников за 2015 год (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования«).

До 15 февраля включительно уплатить нужно будет и взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за январь 2016 года. Напомним, с 1 января текущего года они уплачиваются не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем начисления этих страховых взносов (п. 4 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний«). А до начала 2016 года срок перечисления взносов на травматизм зависел от того, по какому договору были произведены выплаты – по трудовому или гражданско-правовому.

Не забыть о сроках уплаты налогов и взносов, а также о необходимости сдачи отчетности поможет наш Календарь бухгалтера.